детский сад
  • +7 (47372) 2-63-44
Семилуки, Гагарина ул, 40

Образовательные программы


О РОССИЙСКИХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических  технологий.  В соответствии с п.5ст.14 закона РФ "Об образовании", каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.  В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных  программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое;  содействуют  формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) - включают  одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

 

Комплексные программы

дошкольного образования

 

Программа "Истоки!

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

 

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются оснновы всего будущего развития человека.

В программе "Истоки" ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта  развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим,  и один психологический возраст по своей  продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство (2 стадии)

младенческий возраст (от рождения до 1 года)

ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)

младший дошкольный возраст  (от 3-5 лет)

старший дошкольный возраст   (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

 

Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

 

Программа "Радуга"

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.

 

Программа "Детство"

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель:  обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

 

Программа "Развитие"

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

 

Программа "Кроха"

Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет.

 

Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.

 

Парциальные программы

дошкольного образования

 

Программа здоровьесберегающего направления "Основы безопасности детей дошкольного возраста"(Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программы экологического воспитания

Программа "Юный эколог"  (Автор: С. Н. Николаева)

Программа "Паутинка"  (Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова)

Программа "Наш дом — природа" (Автор: Н. А. Рыжова)

Программы художественно-эстетического цикла

Программа "Природа и художник" (Автор Т. А. Копцева)

Программа "Интеграция" (Автор Т. Г. Казакова)

Программа "Семицветик" (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

Программа "Конструирование и ручной труд в детском саду" (Автор Л.В.Куцакова)

Программа "Умка" — ТРИЗ (Авторы: Л.М. Курбатова и др.)

Программа "Гармония" (Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко,

Т.Г. Рубан)

Программа "Малыш" (Автор В. А. Петрова)

Программа "Музыкальные шедевры" (Автор О. П. Радынова)

 

Программы

социально-нравственного

развития дошкольников

 

Программа "Я, ты, мы" (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина)

Программа  "Я — человек" (Автор С. А. Козлова)

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)

Программа "Наследие" (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)

 

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа "Играйте на здоровье" и технология её применения в ДОУ (Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В)

Программа "Искорка" (Автор Л. Е. Симошина)

Программа "Здравствуй!" (Автор М. Л. Лазарев)

Технология "Старт" (Автор Л. В. Яковлева)

Программа "Здоровье" (Автор В. Г. Алямовская)

Программа "Дошкольник и... экономика" (Автор А. Д. Шатова)

 

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеев

Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Рекомендована Министерством образования РФ.

 

ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»  Л. В. Куцакова. 

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель - развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст - от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.